Дифференциалы ДАК повышают надежность УАЗа "Патриот"

Новые модели УАЗа "Патриот" демонстрируют настоящие чудеса проходимости. Все дело в комплектации мостов - сейчас для них используют новый дифференциал ДАК.

Краткая справка

УАЗ ПатриотЭффективная модификация дифференциалов ДАК (дифференциал автоматический Красикова) разработана в 2002 году челябинскими конструкторами. С тех пор ведется производство механизмов, которые запатентованы и активно используются в разных моделях авто китайского и американского производства. Спрос на ДАКи пока превышает предложение — ежемесячного производство выпускает всего 50-100 узлов, поэтому на рынке периодически можно встретить подделки.

Производитель надеется, что в ближайшем будущем появится возможность ввода в эксплуатацию еще одного цеха, что повысит количество выпускаемой продукции и снизит ее стоимость до 6-7 тысяч рублей (по ценам производителя). Сейчас ДАКи на рынке продаются по 14-19 тысяч рублей и это не влияет на спрос, так как другие дифференциалы, уступающие по своим характеристикам, в дилерских центрах можно приобрести по цене, которая начинается с 20 тысяч.

Особенности ДАК

Проходимость внедорожников — важный показатель, который влияет и на выбор модели автомобиля, и на его стоимость. Поэтому использование дорогостоящих механизмов — дифференциалов полностью оправдано. Но классические модели имеют один большой недостаток — они передают большую мощность на то колесо, которое не способно ее реализовать. И водитель в процессе прохождения сложного участка наблюдает такую картину: колесо, попавшее на лед, бешено крутится по гладкой поверхности, тогда как второе, устойчиво находящееся на дороге, просто стоит на месте. Чтобы избежать такой ситуации конструкторы разрабатывают различные схемы блокировок — от ручных до электронных, но механизмы получаются малоэффективными, дорогостоящими и сложными.

ДАК полностью лишен всех недостатков современных дифференциалов — он состоит всего из пяти элементов, которые по весу и размерам сопоставимы с классическим дифференциалом. Но при этом его эффективность значительно превышает дорогостоящие разработки за счет уникальной схемы взаимодействия. Во время езды по бездорожью, кода колеса вращаются с разными скоростями, шарики дифференциала свободно перекатываются по цепочкам, образующимся шнеками. Но стоит одному из колес потерять связь с дорогой, как шарики распираются в каналах и закусывают шнеки, что полностью блокирует узел. В этом состоянии детали узла остаются неподвижными, поэтому не изнашиваются из-за трения и не перегреваются. Как только колеса оказываются в равных условиях, ДАК автоматически разблокирует шнеки и колеса продолжать крутиться с одинаковым крутящим моментом.

Степень блокировки ДАКов зависит от множества факторов — количества каналов, угла нарезки шнеков, диаметра шариков. Поэтому блокировка варьируется в пределах 90-100%, в зависимости от того, одинаковые или разные дифференциалы установлены на заднем и переднем мосту.

Немного о недостатках

При том, что дифференциал практически невозможно сломать, такие случаи все-таки бывают. Чаще всего они возникают из-за кустарной закалки шнеков. Но даже при поломке шнека или шарика внедорожник продолжает нормально ездить, ведь детали плотно зажаты другими узлами и им просто нет возможности развалиться.

К недостаткам также можно отнести сложность и высокую стоимость изготовления узлов, ведь для производства необходимо высокоточное, надежное оборудование и качественная сталь.