Интересные факты из истории легендарного УАЗ-469

УАЗ-469К юбилею легендарного УАЗ-469 хочется изучить и вспомнить малоизвестные факты его "биографии"…

Поначалу из производства выпускался один-единственный УАЗ-469, всего в двух основных модификациях — без колесных редукторов и с ними. В качестве опытного образца был предложен цельнометаллический вариант, но его серийное производство было освоено лишь через 20 лет.

А вот почтовый фургон УАЗ, имеющий удлиненный задний свес, вообще не пошел в серийное производство. Всего было создано два таких опытных образца выпуска 1962 года, причем один из них был оснащен правым рулем, чтобы являющийся почтальоном водитель не рисковал, постоянно выходя на проезжую часть.

Популярность УАЗов в мире привела к тому, что потребители сами "модифицировали" транспортное средство. Например, в Польше, Югославии и Италии дилеры из этих стран самостоятельно монтировали на машину пластиковые либо металлические крыши.

Производственные попытки модернизации

Первая из них была напрямую связана с экспортом авто. Обкатка такой версии происходила на Дмитровском полигоне в 1977 году. Среди усовершенствований — современная светотехника и передок машины.

НАМИ предложил собственное видение рестайлинга, с налетом "романтики" — облагороженный салон, скошенная к задку пластиковая крыша, цельные двери. Однако этот проект не был успешен.

Первая серьезная попытка модернизации произошла в 1985 году. Это был УАЗ-3151, оснащенный мотором в 76 лошадиных сил, современной светотехникой и вакуумным усилителем тормозной системы. Через 4 года в комплектацию этой версии было добавлено ветровое цельное стекло и ручки с запорами. Доступность автомобиля широкому кругу потребителей вызвало резкое увеличение числа модификаций.

Серийным стал цельнометаллический кузов. Кроме того, появились новые модификации с двигателями большей мощности, например, в 98 лошадиных сил.

В годы перестройки творческий подход во всем не обошел стороной и автопром, и Ульяновский автозавод в том числе. Было сертифицировано несколько разновидностей пикапов. Появились длинные шасси, и много позже — серия УАЗ-3160 на их основе. Пользоваться повышенным спросом стали удлиненные УАЗы-3153. А вот не длинные и не короткие пикапы так и не обрели высокой популярности.

Пружинная передняя подвеска перешла "в наследство" от УАЗ-3160 к другим, более современным, версиям машины. Другие модификации — вместо откидного борта УАЗ-3159 Барс стал оснащаться задней дверью багажника, а мощность двигателя увеличилась до 131 лошадиной силы. Специалисты и автомобилисты по праву считают Барс предшественником Хантера.

И за рубежом

УАЗ-469Кроме стандартных УАЗ-469 зарубежным потребителям предлагались доработанные. Так, в Польше это были модели с пластиковыми крышами, улучшенной отделкой салона, мотором Andoria в 75 лошадиных сил.

Итальянская компания Martorelliпроявила особенную активность в сфере тюнинга ульяновских автомобилей. Это и перекраска кузова, и установка новых шин, монтирование новых импортных дизельных и бензиновых двигателей, облагораживание салона. Существовала даже версия с 112-сильным мотором Фиат.

А еще автомобиль стал знаменитым благодаря нашумевшему в свое время итальянскому сериалу «Спрут» — в одной из серий он был в кадре.

В 1990-х годах в США в штате Вирджиния были запланированы продажи перекрашенных, с модными колесами моделей УАЗ-31512 с пятиступенчатой коробкой передач и мощным, в 184 лошадиные силы, двигателем от Шевроле. Но большого спроса на машину не нашлось.

В Индии найдена местная переделка — УАЗ с правым рулем без ведущего переднего моста. В Германии и сегодня можно купить переделенный УАЗ-Хантер с множеством опций и измененными элементами отделки.

УАЗ-469 может похвастаться и спортивными достижениями. Так, в 1974 году заводские испытатели покорили на нем восточную вершину Эльбруса — высоту 2 150 метров.

Интересные факты о тюнинге и не только

Среди найденных исследователями и просто ценителями этой модели встретились такие разновидности:

  • Первый китайский армейский внедорожник, практически брат-близнец легендарного УАЗа, но появившийся в серийном производстве раньше, в 1965
  • Милицейские УАЗы с жесткой крышей
  • Санитарные аналогичные автомобили, созданные на Тартуском авторемонтном заводе
  • Экзотические эстонские внедорожники (поселок Нуйя) — гибриды УАЗ-469 и ГАЗ-53

В последние 20 лет нередко появляется информация о снятии с производства УАЗ-469. Однако спрос на него остается высоким, обеспечивая нужную рентабельность. Будет ли юбилейный год последним в истории легендарного УАЗ-469 — покажет время.