Незаконченный проект «Ягуар»

ЯгуарЕсли заглянуть в историю УАЗа, можно обнаружить множество интересных фактов, часть из которых до сих пор хранится в тайне. Одно из таких событий — тестирование плавающего Ягуара. Таким названием окрестили УАЗ-3907, который мог не только колесить по пересеченной местности, но и преодолевать водные преграды.

Испытания модели проходили более 35 лет назад, во времена Советского Союза. Заказ от военных поступил еще в 1976 году. Требовался внедорожник с характеристиками амфибии, который планировалось использовать в качестве машины для связи и управления в разведке, морской пехоте, десантных войсках.

Проект получил название «Ягуар» в честь большой и ловкой дикой кошки, умеющей хорошо плавать. Ему было присвоено цифровое обозначение 3907. Модель запомнилась испытателям тем, что действительно могла передвигаться в воде без ущерба для находящихся в салоне. Чтобы проверить качества плавучести, во время движения открывали дверь, погружались в воду с открытыми сливными кузовными пробками, садили в автомобиль 21 человека, хотя салон рассчитан на 4-5.

Основные параметры «Ягуара»

В качестве базовой модификации выбрали серийный УАЗ-469, но в результате от него остались только рессорные подвески, колесные редукторы, мосты и общая компоновка. Остальные элементы кузова, ведущие узлы и детали были изменены.

Изобретатели нашли технические решения, максимально подходящие для функционирования амфибии:

  • Сохранив штатную базу 2,38 м, для большей плавучести увеличили с обеих сторон раму
  • Установили мотор УМЗ-414 на 2,5 л и 77 лошадиных сил
  • Поменяли расположение системы охлаждения, чтобы мотор не перегревался при больших нагрузках
  • Применили синхронизированную 4-ступенчатую механику с оригинальными передаточными числами
  • Использовали постоянный полный привод с возможностью блокировки межосевого дифференциала и пр.

Некоторые изменения в дальнейшем не применялись, так как основная часть моделей все-таки рассчитана для движения по суше, а не по воде.

Технические характеристики амфибии

По нынешним меркам скорость Ягуара небольшая — на шоссе она достигала отметки 100 км/ч. При этом салон наполнялся выхлопными газами, так как пара бензобаков была установлена прямо под полом, а выпуск выведен под бампер. Тент всегда был готов к демонтажу, но оперативно это сделать вряд ли бы удалось: брезентовый верх фиксировался на болтах.

Благодаря полностью металлической кабине автомобиль отлично переносил движение по кочкам и ухабам. Но без шумоизоляции салон всегда наполнялся грохотом от работы движка и трансмиссии, и этот гул значительно усиливался из-за герметичности кузова. Дискомфорт от неизбежной тряски частично компенсировался мягкими передними сидениями, но пассажиры, сидящие на задних лавках, были лишены каких-либо удобств.

В отличие от базовой 469-ой модели, амфибия получилась более эргономичной: с понятной передней панелью, продуманной комбинацией приборов и даже мягким поручнем для переднего пассажира. Вместо ключа зажигания — поворотный флажок, а для переключения передач, регулирования внедорожных систем, управления лебедкой и гребными винтами — хаотично расположенные рычаги.

Несмотря на множество недочетов и неудобств управления, машина полностью оправдала надежды — получился функциональный вездеход, уверенно ползающий по непроходимой суше и плавающий, как катер. Проект осилили за 3 года, изобретателям вручили награды. Но во времена перестройки финансирование Минобороны прекратили, и армейское изобретение так и не попало в серийный выпуск.