Двигатель ЗМЗ-409 устанавливается на многие модели УАЗ, включая внедорожники, микроавтобусы и коммерческие авто. Выпускается он с 2007 года Заволжским моторным заводом в трех вариантах мощности: 112, 128 и 143 лошадиных силы. Конструктивные особенности и технические характеристики движка объемом 2,7 литра ставят его в один ряд с современными импортными аналогами. К плюсам агрегата относятся система распределенного впрыска топлива, шестнадцать клапанов, не убиваемый чугунный блок, гидрокомпенсаторы и цепной привод. Однако есть у ЗМЗ-409 и некоторые недостатки, которые могут вылиться в серьезную проблему.
Несмотря на конструктивные достоинства, некоторые производственные недочеты способны спровоцировать поломку одного из самых популярных двигателей УАЗа. К слабым элементам движка относятся:
Двигатели с приводом распределительных валов, совмещенным с промежуточным блоком шестерен, встречаются нечасто. Такая конструкция ЗМЗ-409 привела к увеличению числа деталей привода и повышению точности их производства, которая не всегда достаточно высока. Нередко возникают проблемы с неточно выставленными фазами, размерами элементов, биением радиальных звезд, что ведет к рывкам цепи и поломкам движка. Кроме того, характерными недостатками этого узла являются большой люфт распредвалов, быстрый износ вкладышей, конструкция натяжителей цепи с чрезмерной величиной усиления.
Показатели мощности у мотора объемом 2,7 литра существенно ниже, чем у зарубежных аналогов с меньшим объемом.
Из-за конструкции шатуны не имеют достаточно точной фиксации с крышкой. В результате при сборке шатунные вкладыши образуют ступеньку, препятствуя необходимому давлению масла.
Большой зазор в шестернях на приводе масляного насоса чреват низкой производительностью этого узла и потерей давления масла, что неизбежно приведет к поломке двигателя. Также есть вероятность неплотного крепления ведущей шестерни к промежуточному валу.
Упорные полукольца коленвала не отличаются высокой надежностью. При высоких нагрузках цельно-алюминиевые полукольца со временем может просто раздавить, также существует вероятность появления осевого люфта, снижающего ресурс мотора.
В некоторых двигателях объем камер сгорания разнится до нескольких кубических сантиметров. Из-за неравномерного распределения и разной степени сжатия четырехцилиндровый движок начинает трясти.
Из-за некачественной заводской обработки седел нередки случаи, когда соосность седел и втулок клапанов не соблюдается. В авто, работающих на газе, этот недостаток служит причиной быстрого прогорания клапанов.
Между поршнями и цилиндрами даже в новых моторах присутствуют зазоры намного больше нормы. Это приводит к быстрому износу колец, которые перестают создавать нужное давление на масло. Сама конструкция поршня тоже не способствует долговечности двигателя. Расстояние между нижним кольцом и дном поршня минимальное, при этом все кольца подвергаются воздействию высоких температур, на них оседает и скапливается нагар. В результате двигатель гораздо чаще нуждается в очистке и замене масла.
Неточно изготовленные детали — причина зазоров между крыльчаткой и поверхностью блока цилиндров. Следствием этого становится низкая производительность охлаждающего насоса, что ведет к сбоям датчиков управления, отказу термостатов и поломке катушек зажигания.
Некачественная реализация системы вентиляции картера проявляется в поломке клапана в головке блока цилиндров. В результате в мотор затягивает пыль и влагу, которые попадают в масло.
Покупка автомобиля УАЗ с двигателем ЗМЗ-409 — своего рода лотерея. Всегда есть вероятность, что вам достанется машина, мотор которой будет нуждаться в ремонте или доработке уже в начале эксплуатации.